Александр Маркаров: «Футболисты всегда дружили с борцами»

514

Выдающийся дагестанский футболист и тренер Александр Маркаров отметил свое 65-летие.

Александр Ашотович — легенда, обладатель многих рекордов в футболе, заслуженный тренер России. В составе махачкалинского «Динамо» он забил в ворота соперников 254 мяча, что является лучший показателем за всю историю второй лиги чемпионатов СССР. Еще 13 голов он записал на свой счет, выступая за «Анжи», и это в возрасте 42 лет (!). Юбиляр основал и бессменно возглавляет вот уже без малого 30 лет ведущую в республике футбольную школу, он стоял у истоков создания клуба «Анжи», вернувшегося ныне в элиту отечественного футбола.

Поздравив Александра Ашотовича с круглой датой, мы задали ему несколько вопросов, которые, учитывая профиль нашего сайта, касались не только и не столько футбола, сколько борьбы.

— В вашей автобиографической книге «Счастье — в атаке» прочитал, что вы некоторое время занимались борьбой. Почему всё же отдали предпочтение игре миллионов?

— Я сначала записался на футбол. Это было в Баку, где прошло мое детство. У меня хорошо получалось, я выделялся среди сверстников. Но однажды я подрался сразу с двумя ребятами из нашей группы, и тренер Ширали Гуламович, узнав о потасовке, отчитал нас, но мне, как новичку, досталось больше, чем моим оппонентам. Мне показалось это несправедливым, я обиделся не на шутку и перестал посещать тренировки. Дома не решался рассказать об этом инциденте, а чтобы ничего не заподозрили, записался на нашем же стадионе в секцию классической борьбы. Примерно полгода я её посещал, и за это время стал призером юношеского первенства города. Тренер хвалил меня, предрекал большое будущее. Не знаю, каким бы я борцом стал, но у Ширали Гуламовича были свои планы насчет меня. Он поговорил со своим коллегой и со мной и убедил нас, что футбол — это то, что больше всего подходит мне. Так я остался в футболе на всю оставшуюся жизнь.

— Во времена вашей футбольной молодости вам часто доводилось пересекаться с борцами, с кем-то из них поддерживали отношения?

— В мою бытность игроком махачкалинского «Динамо» футболисты всегда дружили с борцами. В те годы у нашей команды не было своей базы, и мы проводили тренировки на стадионе «Динамо», где в зале также занимались вольники. Мы с ними часто виделись, поддерживали приятельские отношения. Дружили не только с динамовцами, но и борцами из других спортобществ. Когда они возвращались с медалями с крупных соревнований, их чествовали в перерыве наших футбольных матчей. Нередко мы вместе оказывались на сборах в Кисловодске. Там мы часто готовились к чемпионату страны, сейчас же российские команды предпочитают выезжать на сборы за рубеж, а раньше такой возможности не было. Сборная СССР по вольной борьбе находилась в Кисловодске в привилегированном положении, для неё на базе устраивали показы популярных художественных фильмов, и мы, пользуясь нашими дружескими отношениями с борцами, ходили к ним на бесплатное кино. Должен сказать, что в те годы дагестанские вольники были заядлыми футбольными болельщиками, они ходили на все наши матчи, сами любили погонять мяч.

— А играть с ними приходилось?

— Часто. Многие из них здорово играли. Уверенно обращались с мячом Загалав Абдулбеков, Руслан Ашуралиев, Насрулла Насруллаев, Батал Гаджиев, братья Гамидовы… Всех и не упомнишь. Правда, играть против борцов было непросто. Они очень не любили проигрывать, действовали жёстко, а порой, когда их обводили, шли в захваты. Но мы их всё же обыгрывали.

— Удивительно было бы, если бы вы проигрывали. Это всё равно что, если бы они не смогли справиться с вами в борцовских поединках…

— Как-то мы схлеснулись с Загалавом на пляже. Боролись по-настоящему. Я уступил ему на туше. Я тоже не люблю проигрывать, но утешала мысль, что я целую минуту продержался против олимпийского чемпиона (улыбается).

— Ваш коллега Рафаэль Сафаров как-то сказал, что, когда переехал в Дагестан, был удивлен повальным увлечением молодежи борьбой. Он считает, что футбол у нас развивался бы лучше, если бы одаренные ребята повально не уходили в борцовские залы.

— Тут ничего не поделаешь, так как дагестанцы предрасположены к единоборствам и любят их. Это сейчас в связи с взлетом «Анжи» и созданием хороших условий для занятий футболом в республике к нам стало ходить больше ребят, но раньше у молодежи было больше возможностей реализовать себя в борьбе. Приведу пример Хаджимурада Магомедова. Он у нас занимался до 13 лет, а потом перешел на вольную борьбу и стал олимпийским чемпионом. Он мог бы реализовать свой потенциал и в футболе, но в его время, когда не было отлаженной, многоступенчатой системы подготовки футболистов и перспективы попасть в «Анжи», это было сложнее, чем сейчас.

— В юбилей принято оглядываться назад, подводить промежуточные итоги жизни. О чём сожалеете, чем гордитесь?

— Горжусь, что причастен ко многим достижениям дагестанского футбола. Всегда сожалел лишь об одном, что не поиграл в высшей лиге чемпионата СССР. Меня звали во многие ведущие клубы страны, но мне было настолько хорошо в Махачкале, что я не решился попробовать свои силы в командах рангом выше.

— Тогда бы мы потеряли вас, и не было бы знаменитой маркаровской школы, и, может быть, не было бы сильного клуба, каким сегодня является «Анжи»…

— Нет, нет, я бы обязательно вернулся в Дагестан, ставший для меня родиной, где я всегда чувствовал себя комфортно.

— Какое самое неожиданное поздравление было в эти дни?

— Много кто меня поздравлял в эти дни. Но, пожалуй, самое неожиданное было то, как меня поздравил клуб «Анжи». Меня чествовали на стадионе во время матча с московским «Локомотивом», предоставили право ввести мяч в игру. Не скрою, было очень приятно.

— «Анжи» неудачно начал сезон, два матча — два поражения. Что вы можете сказать об этом?

— Нашу команду возглавил известный специалист Юрий Сёмин, но у него не было достаточно времени, чтобы её подготовить к сезону. Уверен, у него всё получится, надо только немного  потерпеть.

Арсен МАГОМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here