“Да не «по воротам», а «в сторону ворот»”

538

Мне как-то довелось встретиться и поговорить с одним страстным любителем футбола, заядлым болельщиком, хотя, по его словам, ему не очень нравится само это слово. Это Василий Андреевич Жуков, бывший кадровый офицер, ныне военный пенсионер. Большая часть его военной службы прошла в Дагестане. После выхода в отставку Василий Андреевич вернулся на родину, в Беларусь, но часто приезжает в Дагестан к родным, встречается с бывшим сослуживцами и друзьями. Человек он увлекающийся, много читающий и неравнодушный. Мы долго говорили с ним о футболе, о традициях, о тенденциях развития этого популярного вида спорта.

Он рассказал…

…В бытность моей службы в Дербенте широко известен был в городе человек по имени Исмаил. Сам не играл в футбол, но был любителем. Надо сказать, что в то время – 60–70-е годы – любовь к литературе, и художественной, и научно-популярной, была необыкновенной. Люди стремились любыми путями приобрести интересующие их книги. Многие энтузиасты сдавали макулатуру, получая за нее талоны, на которые можно было в магазине приобрести книжные новинки. Это было престижно, а сейчас на мусорных свалках лежит много книг, никому не нужных… У нас в Беларуси и сейчас можно сдать книги в макулатуру за 70–90 белорусских рублей… Так вот, у Исмаила в магазине всегда было много покупателей, и, кроме того, что он мог рассказать о футболе и хоккее очень увлекательно и интересно, он был еще и практик. Из газет о футболе он делал подшивки, в год выходило 52 штуки, брошюровал, переплетал и художественно оформлял. Таким образом, получались полноценные книги о футболе и хоккее, и многие любители спорта читали их… Исмаил знал все тонкости, фамилии всех футболистов, тренеров и судей, счета матчей…

…Спустя годы, уже окончив службу, я приезжал несколько раз в Дербент и встречался с Исмаилом. На рынке у него был передвижной киоск, куда он в определенное время приходил. Исмаил говорил, что не любит слово «болельщик», а предпочитает слово «сочувствующий», ведь в нем заложен большой смысл, так как надо не болеть, а сочувствовать, сопереживать происходящему на футбольном поле… И мне с тех пор тоже не нравится слово «болельщик», я лучше применю слово «любитель», нежели «болельщик».

da ne po vorotam 1

…В те времена матчи транслировались, в основном, по радио – это были спортивные радиорепортажи. Я был сочувствующим минскому «Динамо», а Исмаил – махачкалинскому «Динамо». Комментировали матчи в те годы Ян Спарре, Николай Озеров, Виктор Маслаченко, Коте Махарадзе, Измайлов. Я застал первого спортивного комментатора на союзном радио – Вадима Синявского. О нем говорили, что он очень сильно привирал, пользуясь тем, что матчи люди не смотрели, а слушали. А вот у Озерова визитной карточкой было долгое «гооооооооооооол!». Виктор Набутов тоже был известен в те времена. Бывший спартаковец Евгений Волчев и сейчас комментатор. Кубок содружества был завоеван белорусской командой три раза, он всегда вел репортажи по программе «Мир», и, на мой взгляд, они были эталон телевизионного репортажа. Помогает ему Ткацкий, из группы тренеров, и он оперирует важными и интересными фактами. А у нас в Беларуси работа комментатора – это абсурд. Например, комментатор иногда выдает вот такие нелепости «Идет 15-я минута матча, счет не открыт – 0:0». Как он может быть не открыт, если счет открывается свистком судьи? Или: «Такой-то бьет по воротам». Да не «по воротам», а «в сторону ворот»… Отвратительно ведут матчи.

Как-то Горбачев, вспоминая свое пребывание в Форосе, сказал, что единственной связью с миром для него было радио «Свобода». При советской власти его глушили, но я, например, все равно его слушал. По субботам в 9 утра была передача «Прессинг», она шла целый час, в ней выступали серьезные российские футбольные обозреватели, которые анализировали матчи, работу и стиль телекомментаторов. Они задавали тон всей программе, а после подключали прямой эфир, слушатели задавали вопросы, и они тут же отвечали. Я слушал эту передачу и записал у себя 695 ее выпусков. А потом нашлись умники, которые урезали вещание этого радио, и теперь оно работает только утром и вечером… Я по возвращении домой обязательно напишу письмо Эдуарду Малафееву, в котором сообщу о том, что махачкалинский стадион «Динамо» развалили… Даже не верится, что когда-то я там сидел, сопереживал… Очень жаль. А вот в Минске стадион «Динамо» находится в самом центре города, его увеличили на несколько тысяч посадочных мест.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here