Команда из республиканской детско-юношеской спортивной школы 1999 года рождения (тренер Александр Маркаров, помощники Алан Дадаев и Камиль Шалапов) вышла в финальную часть Кубка РФС (II лига). Наша команда выступала под названием «Легион-Динамо». Этот клуб сейчас выступает во второй лиге.
Подробно об этом, а еще о роли тренера в становлении команды и каждого игрока рассказал Алан Дадаев.
— Каким был формат отбора?
— Это был один круг. Мы провели выездные игры в Нальчике и Пятигорске. С нальчанами у нас было равное количество очков. У них мы сыграли 2:2, перед игрой в Пятигорске нас разделяла лишь разница забитых мячей. Они выиграли у «Пятигорска» 9:1, так что нам надо было забить десять и более мячей, чтобы выйти в финальную часть. У нас это получилось: мы обыграли «Пятигорск» со счетом 10:1.
— Вообще-то, это называется «разгром». Соперник был слабый или так сильна наша команда?
— Я бы не сказал, что на такой стадии бывают слабые соперники. Просто у наших ребят больше опыта. К тому же мы давно не выходили в финальную часть таких соревнований, а очень хотелось. И еще с нами был Маркаров, а это многое значит для любой школьной команды – наш директор всегда что надо подскажет, посоветует, поддаст жару. У ребят было ощущение, что они – команда премьер-лиги.
— Что теперь?
— Мы победили в зоне ЮФО/СКФО. Впереди финальная часть, главный старт в Сочи, который начнется в начале октября. Там будут сильнейшие академии страны. Это вызов для нас.
— Эту путевку добывали ребята, которые тренировались с «Политехом»?
— Не все. Мы собрали команду за две недели, и времени на совместные тренировки не было. Игроков подготовили их тренеры: Артур Абдусаламов, Исмаил Мухтаров, Илья Хамедов. Это их заслуга. А вместе мы успели лишь определиться, в какой футбол надо сыграть, и у нас всё получилось.
— Кстати, «Политех» не играет в этом году в третьей лиге. Как это повлияло на ребят?
— Они, как и прежде, тренируются, играют сейчас в чемпионате и на Кубке Махачкалы. Все идет как надо.
— По-вашему наблюдению, в каком возрасте ребята лучше справляются со своими задачами?
— В каждом возрасте свои требования, нормы. Обычно футболисты, кто лучше, кто хуже, справляются с поставленными задачами. Скажу на примере команды Али Адильханова. У него классная команда, она постоянно добивается высоких результатов и ниже своего уровня не опускается, а иголкам по 12–13 лет. А вот в 16–17 лет многие уходят из футбола – меняются интересы. Конечно, многое зависит и от тренера, от его умения найти подход к каждому ученику. Но должна быть система, которая не ломает пацана, а воспитывает, дает возможность проявиться, раскрыться. Причем тренеру тоже.
— Что нового заметили в себе?
— Если сравнивать меня годом назад и сегодняшнего, то я уже «подрос». Начал тренировать малышей 2010–2011 года рождения. Я как будто окунулся в бездну, и там столько всего неизвестного, непонятного. Дети, как чистый лист бумаги. Сейчас понимаю, что до этого вообще ничего не знал. Чтобы тебя понимали, правильно понимали, ты сам должен стать в какой-то степени ребенком. Мне очень помогают Али Адильханов и Эдуард Исмайлов – у них есть опыт работы с детьми. Свой опыт я нарабатываю каждый день. Основное уже усвоил: главное не навредить ребенку.
— Сколько малышей приходит к вам на тренировку?
— 40–50.
— Их родители понимают, что футбол – один самых травматичных видов спорта?
— Они не боятся этого, а только подгонят своих детей криками: «Вставай, беги, не бойся!». Мамы, может быть, и побаиваются, а отцы нет, ведь здесь закаляется характер. Травма здесь, на поле сопоставима с той, что каждый мальчишка получает на улице. Конечно, детский и взрослый футбол – разные вещи. Но уж если ты выбрал для себя этот путь, то должен понимать, что тебя ждет, на какой риск идешь. Футбольный век короткий. Ты начинаешь зарабатывать в 23, заканчиваешь в 33. Как мне однажды врач сказал, ты должен заработать столько, чтобы тебе хватило на лечение.
— Какими личными качествами должен обладать человек, чтобы стать тренером?
— Он должен быть коммуникабельным и трудолюбивым. Это непростая работа. Кто-то скажет, что такого в том, чтобы выйти на поле, указывать и свистеть? Если ты выбрал эту сферу, то каждый день и ночь ты живешь мыслью, как будешь тренировать? Ты живешь этим миром. Если начнешь отклоняться, то никакого саморазвития не будет. Выбрав этот сложный путь, надо забыть об остальном.
— Что для вас командный дух?
— Люди, объединенные общей целью и идущие к ней вместе.
— Возвращаясь к началу нашего разговора, вы увидели это на выездах?
— Безусловно!
— Так будет и в Сочи?
— Не могу сказать, но надеюсь на это. Я увидел людей, которые решают свои задачи, несмотря на преграды. Игроки знают, чего хотят и как этого добиться.