Закончился очередной сезон в чемпионате России по футболу (III дивизион). Команда республиканской детско-юношеской спортивной школы «Политех» завершила его на шестом месте. Плохо это или хорошо, и как изменилась команда за год, мы спросили у тренера команды Алана Дадаева.
— Как оцениваете сезон в целом?
— Если вспоминать наш предсезонный разговор, то получилось именно так, как мы и думали. Сезон вышел неровным, у команды были как хорошие игры, так и не очень. В целом, мы выступили неплохо, оказались выше всех дагестанских команд, кроме «Леки», у которых была цель выйти во вторую лигу. Если учитывать то, что там люди играют за деньги, а у нас за любовь к футболу, за идею, то я считаю сезон удачным. В силу определенных причин не получилось все так, как хотели. Неровным сезон еще вышел потому, что произошло омоложение состава. Сейчас в «Политехе» уже средний возраст команды 18 лет, есть и 16-летние, есть те, кому больше 18-ти. Но всем им еще нужно учиться играть в футбол.
— Команды, которые оказались выше вас в таблице, намного сильнее?
— Они были лучше укомплектованы, у них были спонсоры. Сильнее они были в плане возраста, но не мастерства. Все-таки, когда тебе 17 или 18 и ты играешь с 30-летним – есть разница. Не так ярко она выражена как в детском футболе, но все равно есть. Тем более, что сейчас уровень третьей лиги таков, что процентов 50 –70 играющих имеют опыт выступления в первой и во второй лигах. Это серьезный уровень, по крайней мере, для нашей школы. Уверен, что в случае выступления нашей команды во второй лиге, и там бы мы себя проявили. Есть футболисты, у которых большое будущее, но как они воспользуются своим шансом, зависит только от них самих.
А «Политех» – это шанс для них.
— Спад по ходу сезона связан с возрастом?
— Да, 18-летний парень не может выдать все матчи на одном уровне. Он еще развивается, плюс к тому, не будем забывать, что на них ложится огромная нагрузка. У ребят еще и различные турниры и учеба, а у нас играет немало студентов технического университета. Нахождение в клубе никак не освобождает их от других обязательств, особенно в плане учебы. Если ты профессионал и играешь за зарплату, ты просыпаешься утром и знаешь, что тебе нужно готовиться только к игре, а парню в 18 лет нужно на занятия, еще какие-то дела у него есть, семейные например. Потом тренировка, потом выезд. Вот и перепады. Я не выгораживаю ребят, говорю, как есть. В то же время были абсолютно удачные игры. Кроме нас, у «Волгаря» отбирали очки две команды, а мы чуть не обыграли дома. Были и провальные игры, дома с нальчикским «Спартаком». Мы позволили им сыграть так хорошо против нас. На выезде мы с ними сыграли успешнее, хоть и команда у них там была сильнее.
— Спады были физические или эмоциональные?
— Вкупе. Огромное количество игр, эмоции, и восприятие может притупиться. Если у взрослых это происходит, то у юношей тем более.
— Легко играть, когда нет определенной задачи?
— В каждой игре мы старались победить, это было нашей задачей. Только так можно вырасти. Пацанам нужно заработать себе имя. У всех была такая возможность. У нас были отличные спарринг-партнеры. Благодаря нашему директору мы играли с ведущими командами региона. С молодежкой «Анжи», с первой командой даже. В начале сезона мы выиграли лигу чемпионов Дагестана, потом «Кавказ 2015», потом Кубок города, а недавно и чемпионат. Чем ближе конец года, тем меньше сил, но везде, где был шанс выиграть, мы выигрывали. Особенно приятно было победить в лиге чемпионов, где играли лучшие команды Дагестана, и фестиваль «Кавказ 2015», где грозненский «Терек» играл полностью молодежным составом премьер-лиги, а победили мы там очень уверенно.
— Кто из ребят проявил себя?
— Магомед Муртузалиев. Он ярко играл весь сезон и получил награду футболиста года от Федерации футбола города. Он ездил с основой «Анжи» на сборы, как и Насыр Абилаев. В силу ряда обстоятельств, футбольных и не совсем, у них не получилось закрепиться. Им не стоит отчаиваться, у них огромный футбольный потенциал, надо работать и ждать своего шанса. Таких ребят у нас много, у каждого свое время. Еще один игрок, Эльдар Джангишиев, уехал посреди сезона в СКА (Ростов-на-Дону), во вторую лигу. Он был лучшим нашим нападающим, и с результативностью после его ухода было тяжеловато.
По ходу сезона ко всем были вопросы, но я впечатлен прогрессом голкипера Али Рустамханова. Сколько раз он нас выручал! Другие вратари в третьей лиге столько не тащили. С ним с детства работает тренер вратарей Руслан Муртузов, и прогресс виден. Он сделал качественный шаг вперед. Помню, как Али в полуфинале лиги чемпионов отбил три пенальти из пяти. Я был впечатлен. А так, претензии есть ко всем, к нему в том числе. У всех еще огромный фронт работы. Но пусть не говорят, что в Дагестане нет футболистов. Есть, и надо ценить и уважать их. У нас почему-то складывается так, что уважают тех, кто приехал сюда заработать, а не тех, кто тут вырос, и кто готов костьми ложится на поле. Я хотел бы выразить поддержку нашим игрокам «Анжи», мы, тренеры, видим, как они выкладываются на поле. Те болельщики, которые освистывают их, не знают их качеств, и какие они на самом деле.
— Будете просматривать ребят еще моложе?
— А почему нет?! Самый тяжелый момент – это переход из детско-юношеского футбола во взрослый, и наш клуб старается сделать этот переход максимально безболезненным. Тем более, что есть, на кого посмотреть. Во время осенних каникул большинство наших команд выезжали на турниры. Цифры говорят сами за себя. В Евпатории 1999 год рождения занял втрое место, 2001-й – первое, 2007-й – первое, 2003-й – второе. В Сочи 2007 год стал победителем турнира. В Волгограде 2002-й тоже стал первым. Все возраста играли на серьезных турнирах. Это турниры класса Б. На турниры класса А нас пока не приглашают, но это вопрос времени. Наши там не затеряются. Особо отметить хочу команды Исмаила Мухтарова, Магомеда Магомедова, Максима Кулиева, Ильи Хамедова – у него, объективно самая сильная команда в школе. Все тренеры растят хорошие команды, а в «Политех» будут попадать самые лучшие.