Школьную команду «Динамо 2006» тренируют Тимур Керимов и Булат Айдемиров. У них не забалуешь – футболисты на тренировке сосредоточены, терпеливы и упорны.
После короткой разминки самостоятельная работа с мячом, ведение непослушного круглого до цели. Бац, кто-то спотыкается, кто-то, не рассчитав силу удара, запуливает мяч и теперь догоняет его, на лице недовольство, губы поджаты. Тренеры видят всех одновременно и успевают подсказывать. Наступить на мяч и упасть – значит, еще раз и внимательно выслушать тренера. А если это случается не один раз, Керимов понимает, что слушали его плохо. В этом случае помогают отжимания. Отжимания для спортсменов, солдат, да и всех, кто нацелился на здоровое тело, выносливость, – все равно что горькая пилюля для больного: противно, а надо. Пацаны занимаются почти год. За это время притерлись друг к другу, многое стали догонять в футбольном плане, да и рассудительнее стали. Но никто же не отменял ошибок на тренировках, так что отжиматься (летом буквально отжимать мокрые футболки) придется еще не раз.
После индивидуальной работы Рафаэль Сафаров, наблюдавший за тренировкой команды, предложил такую игру на двоих: один с мячом, другой должен его отобрать. Кто с задачей не справляется, отжимается пять раз. Все просто и есть стимул, потому что мало кто любит горькое. Затем они работали над точностью передач. Принимаешь мяч, а вторым касанием отдаешь четко в ноги напарнику. Это уже высший пилотаж (см. «Словарь»). Керимов чуть из башмаков не выскакивал: кричал, когда кто-то завозится с мячом или отдаст мимо. Дело не в том, что кто-то не понял задания, а в том, что у многих пацанов в обычной жизни развилась привычка много и не по делу говорить, жевать одно и то же, мямлить. Тело все запоминает и повторяет. А здесь нужна легкость, четкость. Помните, принцип великого Мохаммеда Али (см. «Словарь»): «Порхать как бабочка, жалить как пчела»? Вот что нужно. Керимову важно добиться этого от своих подопечных. Но он также знает, что на это уходят годы. «В команде и новички есть и опытные ребята, –говорит он. – Основа уже понимает, как именно надо пасовать, бить по воротам, а новые игроки только вливаются. Поэтому приходится постоянно подсказывать и повторять одно и то же. Я им вдалбливаю, что все зависит только от них, от их старания и преданности футболу. Говорю, что если увижу старание, то и тренироваться будем чаще, и на турниры станем ездить».
Когда пацанам дали задание бить точно в цель, я четко увидел внутреннюю организацию и систему тренировки: все было подводкой к главному месту на поле – воротам. Но тут не столько забить надо было, сколько ударить под правильным углом, внутренней стороной стопы. «По воротам пробил, свой мяч забрал и ушел в очередь», – дает последние наставления тренер. Ну, про точность ударов пока говорить рано, хотя некоторые, как Раджаб Гаджиев, уже умеют достигать цели. Проблемы были с тем, как именно надо бить. Тренер останавливал занятие несколько раз, чтобы еще раз показать, как пробить, чтобы вратарю, Абдулвахиду Магомедову скучать не пришлось. Когда пробивали головой, не раз слышалось «ой» – понятно: или подали мимо головы, или пробили мимо ворот. Но у некоторых, как у Гаджиева или Халида Халидова, хорошо получалось. По одному мячу они даже забили в стиле Ван Перси, когда тот в полете «рыбкой», как говорят у футболистов, испортил настроение испанцам на чемпионате мира 2014.
Завершалась тренировка двусторонкой, но необычной. Игроки разделились на четыре состава по четыре человека. Правила такие: гол можно забивать только в том случае, если игроки твоей команды сделали минимум пять пасов. Конечно, мальчишки забыли об этом вначале и понеслись вперед. Керимову приходилось постоянно останавливать игру и опять, и опять объяснять, что к чему. В общем, минут через десять игроки все, кажется, поняли. Под конец они вообще вошли во вкус: точные передачи, красивые завершения атак и так далее. Когда все закончилось, я пригласил вратаря на интервью, а остальные кричали ему: «Теперь ты знаменитость»! С чувством юмора пацаны.
— Абдулвахид, когда ты сюда записывался, знал, как сложно быть голкипером?
— Да. Я с самого начала играю в воротах. Хотел быть нападающим, а потом увидел, как играют Нойер и Габулов, и все. Руки, правда, болят часто, как сегодня, например, но это не страшно. Хочется наоборот еще больше отбивать.
— Какой удар самый сложный для тебя?
— Нет простых ударов. Когда игрок близко и бьет на силу, – сложно. Вратари еще не любят, когда бьют в «девятку», а вот мне нравится этот удар, он сложный. Нужно дотянуться, люблю отбивать такие удары, хоть и не всегда удается.
— Устаешь больше остальных на тренировках?
— Чуть меньше.
— Сил много или не выкладываешься?
— Сил много! Пока остальные работают над ударами и техникой, мне бьют по воротам Джамал и Тима (игроки команды), поэтому выкладываюсь как остальные.