Школа победителей

484

В республиканской детско-юношеской спортивной школе жизнь кипит вовсю. Каждый день здесь появляются новые надежды, крепнут молодые тренеры, добываются красивые победы. С одним из молодых, но уже знающих свое дело хорошо, тренером Аланом Дадаевым мы и поговорили, и задали ему несколько вопросов.

— Как меняется и развивается школа в твоих глазах? Ведь, несмотря на отток игроков в другие школы и академии, игра команд остается приличной, и многие коллективы постоянно приезжают с призами и победами со всевозможных турниров.

— Я вижу, что в целом, отток остановился. Люди стали выбирать конфету не по обертке, а не по начинке, если можно привести такое сравнение. Не могу ни в коем случае судить о работе специалистов в дружественных нам школах и академиях, но имея таких тренеров, как у нас, это Маркаров, Валявский, Сафаров, Курбанов, которые большую часть жизни работают в школе, я думаю опыта нам не занимать. Имена этих людей известны по всей России. Во взрослом футболе заслуги их известны всем, это величины российского футбола. Понятно, что и в детском футболе они тоже многое значат. Если вспомнить дагестанских игроков, которые сейчас играют в командах мастеров, то все они их воспитанники. Я не знаю других тренеров, может парочку еще, кто растил столько игроков. Иногда читаешь различные СМИ, и там некоторые тренеры приписывают себе заслуги других. Надо объективно оценивать, кто чей игрок, и не говорить глупостей, не восхвалять себя за счет чужих трудов. Думаю, те люди, о ком я говорю, прекрасно это понимают, это не порядочно и не красиво с их стороны. Вернувшись к вопросу о том, что меняется и есть ли отток игроков, скажу, что люди стали более избирательны в этом плане. Приведу такой пример: бывает, что «Академия Анжи», «УОР Дагестан» или «Арсенал» обыгрывая наши команды, делают такой пиар, такую рекламу, что просто удивляешься этому, но вместе с этим понимаешь, что им за честь обыграть ГБОУ «РДЮСШ». Часто побеждая эти команды, мы так не пиаримся. Это наши друзья и товарищи, и мы рады их победам и успехам. Возможно, так как у остальных новые школы, они таким образом делают себе имя, или, может, всем нужен главный раздражитель, а школа Маркарова это основной раздражитель сегодня не только в Дагестане. Обыграют нас, к примеру, «Алания», или «Спартак» из Нальчика, тут же это разносится ими. Они приехали и отобрали очки. А мы не делаем из этого такой пиар. Когда выигрываем международный турнир Бубукина, причем несколькими командами, когда из 30 команд «Политех» лучший в городе, и они же выигрывают дагестанскую лигу чемпионов, когда обыгрываем вторую команду «Анжи», то продолжаем работать дальше. А делать имя на нас –  ради Бога, мы не против. Просто здраво оценивайте все аспекты. Эти разговоры делают нас только сильнее, и заставляют нас работать еще больше. Когда побеждаем мы, то понимаем, что растем, и думаем, как остаться на этом уровне и подняться еще выше.

— Говоря об опыте тренеров и успешности школы, сколько профессиональных игроков должна выдавать такая школа в год?

— Если школа в год выпускает одного футболиста уровня ФНЛ или премьер-лиги, то это очень сильная школа, и она вносит огромный вклад в развитие футбола. У нас таких футболистов не один, не два или три. Вседагестанские футболисты сегодня – воспитанники этой школы. Все выходцы отсюда. Пускай ни они, ни окружающие не забывают об этом. Если другие могут, то пусть построят школу с нуля и без помощи, и за 25 лет выпустят столько футболистов. Это не просто так, и эти 25 лет пришлись на сложные 90-е, на нестабильные «нулевые», когда большинство школ закрывалось. Даже сегодня многие сворачиваются. Если другие могут – пусть сделают. Но пока не могут, то пусть не осуждают и не критикуют других, чтоя часто слышу в последнее время. Покажите мне футболиста, который не занимался тут. Я таких игроков не знаю.

— Некоторые тренеры из других футбольных школ говорят о том, что главное  это не победы. Нужно набираться опыта, выезжая на турниры. Разве каждый тренер не мечтает выиграть и прыгнуть как можно выше?

— Есть разные методы того, как добиться результата. Можно ведь поехать на турнир со взрослыми ребятами, победить всех и приехать большим королем. У нас были такие примеры и люди, но школа от них избавилась. Это не наш путь. Есть такие примеры, но с этим надо бороться. Ведь весь сок снимают на выпуске. Если игрокусловно 1995 года играет за 1999,  то он там лучший, но надо объективно оценивать,что ему уже немало лет, что он мешает развиваться другим ребятам. Методы бывают разные. Тренер, который хочет работать правильно, как я считаю, который хочет работать на благо детей, не должен ставить результат во главу угла. Это важно, но здоровье, воспитание, как морально-нравственное, так и физическое, вот что главное. Мы растимвоспитанных людей в очередь очередь. Можете себе представить, ежедневно школа Маркарова отрывает с улиц порядка двух-трех тысяч человек. Это те, кто тут занимается, просто приходят побегать, посмотреть за игрой других, побегать приходят по утрам. Мы всем рады, пожалуйста. Это те люди, которые будут интересоваться спортом,а не пойдут заниматься чем попало, которые будут характеризовать будущее нашей нации. Именно в нашей школе на первом месте морально-нравственное и патриотическое воспитание. Мы учим их любить свой дом, свою страну, свой футбольный клуб «Анжи». Мы не ставим себя в противовес основной команде. Мы болеем за эту команду всей душой и сердцем. Все время посещаем матчи, переживаем, когда они проигрывают и радуемся, когда выигрывают.

— Возьмем для примера 1999 или 2000 год рождения. Есть 25 игроков в команде, и приходит юноша посреди сезона, с желанием играть в основе. Наверняка, тяжело его внедрить в состав. Как это все проходит?

— Сначала он идет в дублирующую группу. Мы должны просмотреть игрока. Ведь есть основа, костяк, где ребятауже прошли основную подготовку. Они уже вот-вот на выпуске. Это редчайший случай, когда ребенок в 15 приходит играть в футбол. Но когда он приходит, мы обязательно его возьмем, и никогда не укажем на дверь, просто потому что он готов не так, как другие. Нам все дети нужны, пожалуйста, приходите, мы всех будем очень рады видеть. Как я уже говорил, если не получится из него футболист, то порядочный человек точно получится. Здоровым будет, не будет пить и курить или заниматься тем, чем не нужно. Мы каждому уделяем внимание, нет тут любимчиков, всеодинаковые.

— А как проходит сам процесс обучения?

— Желательно набирать младшую группу и обучать их. Уже в 12-13 лет научить с нуля будет тяжело. Дать азы можно, ведь это ужесформировавшийся мальчик. Но именно из таких детей получаются классные игроки, потому что они не стандартные, не привязанные к каким-то постулатам. От них можно ждать чуда, но это единицы. Это талант. Тут даешь азы, а велосипед заново не изобретешь. Главное, научить вещам, которые делает каждый футболист, а дальше только его задатки и личностные качества выходят на первый план.

— Часто наблюдаю за тем, как старшие и более опытные тренеры приходят к младшим на тренировки, иподсказывают. Сплав молодости и опыта это хорошо, но как воспринимают подсказки молодые?

— Ну, по-разному, жизнь меняется, футбол тоже. Каждый видит игру по-своему. В любом случае, их мнение важно для нас, и я сказал бы даже, что первостепенно. Я могу судить по своему тренеру Илье Хамедову. Занимался я тут, являюсь выпускником, и работаю сейчас тренером. Учусь у Хамедова, и набираюсь опыта. Есть у нас разные мнения, но все, что я умею и знаю, получил тут, от Маркарова, Валявского, Сафарова и своего тренера Хамедова. Мне рассуждать, правильно или нет, не могу. Я всегда могу высказать свое мнение, но рассуждать о том, правильно старшие делают или нет – не могу, потому что понимаю, что они делают все правильно. Я рад, когда  уменя что-то спросят, но часто я сам бегу к старшим за советом. Работаем в тесном контакте. Так получилось, что я сейчас помогаю главной команде нашей школы «Политех»и Александру Маркарову. Тот гигантский багаж знаний, который есть у него, свалился на меня, и теперь  все это я пытаюсь разгрести, пережевать, понять. Много чего не понимаю, и понимаю, насколько это все всеобъемлюще, и знания старших невозможно переоценить. Ты сразу понимаешь, насколькомелок в футболе. После этого даже стыдно становится.Дажето, как они общаются с детьми, с людьми, как поступают в той или иной ситуации, приятно удивляет, хотя работаю тут не первый день. Дети ведьтоже разные бывают. Каждый индивидуален. Бывает своеобразный мальчик, не хорошо себя ведет, но он отличный футболист. Тут уже включается педагог. Задачавнушить ему то, что тренера надо уважать, и всю команду тоже. Он должен прислушаться  к тебе, доверять, а не бояться. Если доверия нет, разговоры бесполезны.

— Вот, например, вы с Хамедовым стоите у бровки во время игры. Ты видишь, что надо поменять что-то и говоришь это главному тренеру. Часто ли это бывает, и как старшие реагируют?

— Это очень часто бывает, это диалог, нормальное явление. Но решение всегда остается за главным тренером. Я что-то вижу по-своему и он также, но обычно в 95%случаев наши мнения сходятся.Поэтому мы вместе работаем. Это одна школа, одна философия. У нас одно видение футбола. Могут быть разночтения, разногласия, это рабочие моменты, но это не часто случается.

— Если говорить о философии, то какая она в РДЮСШ? Это интересно знать болельщикам и экспертам.

— Отличие нашей школы от других состоит в том, что мы не пытаемся заточить всех под одну систему, новомодную или старую, разницы нет. Я уже успел повидать немало школ и знаю, о чем говорю. Тренерская работа творческая. Мое мнение, ты должен развиваться, и расти в профессиональном плане. Поэтому тут тренеров не ограничивают. Тебе не говорят играть в 4-4-2, или только в атаку или в оборону. Ты развиваешь свой футбол, такой, каким ты его видишь. Он может быть правильным, может, нет. Тебе подскажут, и ты сделаешь выводы. Может,оставишь все, как было, может, поменяешь. Но никто не ограничивает тебя, не говорит, как именно и во что надо играть.

— Наверное, это неплохо, ведь можно быстро выучить схему игры, если ты играешь по одной схеме со всеми командами?

— Я могу понять многие академии и школы. Они играют под главную команду, но нету меня, к примеру, того или иного футболиста для определенной схемы. Для чего я буду нарабатывать эту схему, если нет таких игроков. Нет у меня таких знаний, чтобы дать оценку правильно другие поступают или нет, но, на мой взгляд, профессия тренера – творить, и загонять его в какие-то рамки и постулатыне правильно, да и нет у нас такого, чтоб загоняли. Ты хочешь работать, ты живешь школой, любишь эту школу и свое делопедагога. Живешь жизнью школы. Тебе дают возможность работать. Что еще нужно?Ставь игру или дави на результат – тебя никто не ограничивает.

— Первая школа команды это «Политех». Каким он будет в этом сезоне? Или пока об этом нельзя говорить?

— Можно и нужно. Мы увидим, во-первых, неординарную команду, которая хочет играть в атаку. Команда будет играть со спадами. Возраст ребят 96,97,98 годы. У них идет процесс становления, как биологический и физиологический, так и психологический. Они психически неустойчивы. Это будут и неприятные поражения, и необычные красивые победы, это точно. То, что все ребята, собранные в «Политехе», достойны играть – нет сомнений. Но у каждого, кто не в команде, есть шанс попасть сюда. Не важно, 97,98,99, или даже 2000 года рождения. Все они на у нас виду, за ними мы следим. Просто невозможно иметь в команде 100 человек, 30 тяжело иметь. Сейчас это 20-25 игроков, которые могут играть. Пройдет месяц, два, и кто-то проявит себя, буквально в одном матче. Достаточно одной игры. Будет дан шанс каждому. А команда будет играть в нескучный футбол. Но «Политех» с удовольствием подстраивается, перестраивается. Мы работаем для первой команды нашей республики. На какой-то позиции, однозначно, засветится талант.

— Не настораживает то, что там мало игроков именно опытных, которые поиграли везде. Или это проект такой, где все молодые?

— Я считаю, что все ребята, которые у нас есть, уже более-менее опытные, некоторые отыграли два сезона в третьей лиге. Кто-то проходит в школу дубля «Анжи».

— В какой-то момент в прошлом сезоне в воротах был Максим Кулиев, известный в прошлом голкипер. Как это сказывалось на команде?

— Когда знаешь, что ворота защищает такой человек, появляются крылья. В некоторых матчах это было необходимо. Кулиев показывал молодым, как надо играть. Но даже присутствие его на скамейке уже многое значит. Вообще, самое сильное место этой команды – скамейка. Имея мастера спорта СССР, и такую величину российского футбола на скамейке как Маркаров, мы всегда можем рассчитывать на победу. За счет его опыта и знаний можно далеко пойти. Мы сейчас даже не берем в счет футболистов и игру. Выигрывают ведь всегда ребята, а проигрывает тренер, это понятно. Значит, мы что-то неправильно сделали или неправильно подошли к игре.

— Болельщики и специалисты часто спорят, нужно ли Дагестану иметь две равносильные команды, как это было в первой лиге (ФНЛ сегодня) когда-то, когда играли «Анжи» и «Динамо». Сегодня нужна вторая команда, которая будет подталкивать, и конкурировать с первой, или нужно работать всем на одну команду. Как ты считаешь?

— Наличие двух команд в хотя бы в ФНЛ – большое счастье для республики, для ребят, которые занимаются футболом. То есть, если ты сейчас задействовал десять родных футболистов в команду, то при наличии двух команд это уже 20 игроков. Наличие двух команд это огромный успех и подспорье для дагестанских игроков и болельщиков. Но это не должны быть враждующие команды, они должны быть дружественные. Вообще, команда «Динамо», не хочу умолять заслдуг «Анжи», это лицо советского дагестанского футбола. Почва это «Динамо». Все, что сейчас есть в «Анжи» это сделало «Динамо» и его игроки. Создавался клуб «Анжи» на базе школы РДЮСШ, нашим директором и его единомышленниками, которые свой труд, здоровье и средства вложили в этот клуб. Клуб создавался в этих раздевалках, на этих полях, тренерами, которые играли в «Динамо». Да и ребята первого созыва «Анжи» это молодые игроки «Динамо». Историю забывать нельзя и надо все объективно оценивать. Мы же не забываем, кто победил в Великой Отечественной войне, и не забываем другие значимые события нашей истории. Не надо забывать историю дагестанского футбола, откуда она вообще начиналась. Историю «Динамо», а потом «Анжи».

IMG 4813

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here