Вспоминая друга

615

Друзья и коллеги – о Муратбеке Мурзаеве.

Александр Маркаров, мастер спорта СССР по футболу:

«Я с Муратбеком был знаком больше 40 лет. Когда мы познакомились, я был действующим игроком махачкалинского «Динамо». В советское время была такая практика: каждый игрок должен был выбрать себе наставника. Из юношеского и молодежного футбола мне импонировал Муратбек. Он был крепкий, высокий, хорошо играл в чужой штрафной как ногами, так и головой. В 1977 году я был капитаном «Динамо» и способствовал тому, чтобы Владимир Шувалов (мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР в 1964 году, заслуженный тренер Азерб. ССР, главный тренер махачкалинского «Динамо»  с 1975 по77 год), взял Муратбека в команду, а я в свою очередь обязался помогать и поддерживать его. На тот момент мне было 27 лет, а ему 18. Когда мы выезжали с командой, я брал его к себе в номер, старался опекать его, быть ему наставником. Он достаточно быстро освоился и начал прогрессировать. Немного позже он стал выходить в основном составе, бывало такое, что играли вместе. На следующий год, после того, как заиграл в основе, его должны были взять в молодежную сборную СССР, а также пригласили на просмотр в московское «Динамо». Он уже купил билет на самолет в Москву. Но сложилось так, что на матче с «Ротором» в Волгограде Муратбек на моих глазах получил тяжелейшую травму – разрыв передней крестообразной связки. Я вспомнил, как говорил ему, что когда ты идешь в столкновение, ты должен быть первым, а не соперник, иначе получишь тяжелую травму. Так и получилось. Он, пожалев вратаря, не пошел в жесткую борьбу. С этой травмой я привез его домой. К сожалению, о карьере в столичном клубе пришлось забыть, но он восстановился и продолжил играть в нашей команде.

Наши семьи тоже дружиди, все родные очень близко общались. В день его свадьбы моя жена Наталья ездила за невестой. Мурзаев успел год-полтора поиграть за «Анжи». Я могу назвать его основоположником команды «Анжи». Карьера у футболиста скоротечна, и он пришел к нам в школу тренировать детей. Более двадцати лет он отдал тренерской работе. Большое количество ребят стали профессиональными футболистами именно под его началом, некоторые играют и сейчас».

Рафаэль Сафаров, мастер спорта СССР по футболу:

«С Муратбеком я знаком с 1976 года. Когда закончил играть в большой футбол, меня оставили в группе подготовки «Динамо». Это прообраз современных академий. Работали и играли там не случайные люди, а талантливые игроки и тренеры, прошедшие школу футбола. Одна из легенд дагестанского футбола, Александр Вермишев, тренировал тогда молодых ребят, готовил их к основе. Он доверил мне старшую группу. Я работал с ними недолго, полтора года. Мне сразу же бросился в глаза Муратбек. С ним в команде играли Магомед Аташев, Сергей Мозговой, Сергей Пимичев, Абдурахман Абдурахманов, Рахматулла Халимбеков. Все были восходящими звездами. Мурзаев был младше них, но при этом не то что не уступал, а во многом превосходил ребят из команды. Мне было приятно работать с таким талантливым поколением. При разговоре с тренерами я отмечал, что он должен играть на самом высоком уровне. Через некоторое время его забрали в основу махачкалинского «Динамо». Тогда попасть туда было невероятно трудно. Одна команда на всю республику, которая играла в профессиональной лиге. Сами понимаете, что это значило для любого игрока. Муратбек заиграл там сразу. С его азартом, характером он сразу показал, на что способен и стал одним из любимчиков трибун. Он играл в нападении, был мощным, таранным, агрессивным игроком. У него были все возможности, чтобы заиграть в высшей лиге. В какой-то момент его хотели привлечь в «Динамо» (Москва), ведь тогда все команды «Динамо» готовили игроков для столичного клуба. Он был кандидатом, но, к сожалению, в футболе бывают случаи, когда травмы не дают раскрыться игроку в полной мере. Такая судьба. После операции встал вопрос не то, что о продолжении карьеры, а о том, чтобы он ходил. Но и тут Мурзаев проявил характер, вылечился и стал играть дальше. Только на тот уровень, который был у него до травмы, он выйти не смог. Он продолжил играть в нашем «Динамо».

Я всегда вспоминаю один случай из его карьеры. В середине 80-х мы отправились в Москву всей командой для участия в турнире среди команд «Динамо» первой и второй лиг СССР. Раньше центральный совет «Динамо» проводил соревнования среди своих команд. Проходил он в начале каждого года. Мы играли на арене вместимостью 30 тысяч человек. Крытое, искусственное поле. В то время это было уникальное сооружение. Главная команда присматривала перспективных игроков, чтобы потом забрать их в свои ряды. Кстати, моего первого воспитанника, который попал туда, был Сергей Кожанов. Он еще играл потом за сборную СССР, а в 1986 году стал серебряным призером чемпионата СССР. Его заметили как раз на этом турнире. Эдуард Малафеев (тогда тренер московского «Динамо») его забрал. То есть попасть в звездный состав, проявив себя на этом турнире, было реально. В одном из решающих матчей мы играли с москвичами. За них играл Валерий Газзаев, он был нападающим, всегда был в порядке в игровом плане, любил повозиться с мячом. В общем, сильный игрок индивидуального плана. А наш Муратбек играл жестко, был крепышом и не терпел авторитетов на поле. Мы с главным тренером Борисом Каюшниковым дали наставления Мурзаеву, чтобы он выключил из борьбы Газзаева. Это означало решить проблемы атаки москвичей. Он играл жестко, показал характер, а Газзаев не любил, когда против него так играют, начинал выходить из себя, спорить с судьями, что и произошло. Муратбек молодец, не дал сыграть Газзаеву, в итоге его заменили. В том матче мы уступили 0:1, забил нам Манучаров, но то, как Мурзаев закрыл Газзаева, я запомнил навсегда.

Муратбек плодотворно работал в нашей школе. Мы часто ездили на соревнования, он был душой тренерской компании. Он рано ушел от нас, мог еще проявить себя, был полон сил и энергии. До последнего момента работал с детьми и собирался выезжать на турниры. Муратбек любил коллектив, был душой компании. Я запомню его как позитивного, веселого парня с хорошим чувством юмора. Он не мыслил себя без работы, не замыкался в себе и все неприятности с легкостью преодолевал. С ним было приятно работать и общаться».

Джамал Генжиханов, президент Федерации футбола Махачкалы, болельщик со стажем:

«Еще с 70-х годов мне довелось присутствовать на матчах «Динамо». Эти игры невозможно было пропустить, ведь играли наши любимчики. Это была плеяда настоящих асов, мужественных, здоровых ребят. Мне нравилась традиция брать в основу талантливых молодых игроков, среди которых был и Муратбек. Его приметили в группе подготовки, и вылепили их юноши интересного футболиста, крепыша, который выполнял все установки. Он был решительным игроком, зарекомендовал себя с положительной стороны, был хорош в отборе. Все восторгались им и называли надеждой дагестанского футбола. Мы, болельщики, долго переживали, когда он получил травму. Однажды он на костылях появился на стадионе и воодушевил трибуны. Весь стадион стоя аплодировал ему, достойному дагестанскому футболисту. Я был очевидцем этих моментов. При создании «Анжи» его позвали в команду, как опытного игрока. Он внес свою лепту в становление команды. Затем Муратбек перешел в чемпионат Дагестана и города. Там он забил немало красивых и важных голов. Он выступал за мою команду «Сарихум» из Коркмаскалы, выигрывал много разных наград. Неважно, в каком турнире он играл, в каждой игре от него была такая отдача и энергия, что все подхватывали его настрой. Он жил этой игрой.

При открытии нашей школы и до самого последнего момента он трудился не покладая рук, и его ребята учились у него мужеству и отдаче на поле. Он был требовательным потому, что сам всегда выкладывался по полной. Его короткая жизнь была такой же яркой, как и его игра на поле. Муратбек внес свой вклад в жизнь дагестанского футбола и оставил после себя яркий след. Это утрата для всех нас».

murzaevmura1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here