Ульяна Юсифова – звезда. Трехкратная чемпионка Европы, обладательница Кубка Европы и бронзовый призер чемпионата мира по кикбоксингу. И хоть ее бои в прошлом, имя спортсменки навсегда вписано в историю дагестанского, российского и мирового кикбоксинга. Сегодня Ульяна тренирует кикбоксеров нашей школы. Им повезло.
— Вы рассказывали, что кикбоксингом стали заниматься довольно поздно по спортивным меркам. В 19, да? Кто же рискнул взяться за вас?
— Магомедрасул Ильдаров. В то время он уже профессионально тренировал, а также был судьей международной категории. Удары руками ставил Умалат Дануков, а ногами – Магомедджалил Гусейнов, на тот момент возглавлявший федерацию тхэквондо Дагестана.
— Хорошо. Но у дагестанской девушки, как правило, в этом возрасте совсем другие планы: замужество, семья… – а вы вдруг вознамерились заняться восточными единоборствами. Не кажется ли вам, что это немного слишком?
— J У меня тоже всё шло как у всех, я и в тренажерный зал первый раз пришла с целью подкорректировать фигуру. Так что вначале занималась просто физкультурой. Интерес к большому спорту пришел позже, видимо, организм потребовал больших нагрузок. Хотя, нет. Я же в то время болела за наших бойцов, ездила даже на СКФО. Ну, вот и ответ. Логичен же мой выбор? Я даже пыталась параллельно с кикбоксингом заниматься и тхэкводно, и карате, но вовремя поняла, что это не мое.
— А в чем разница?
— Кикбоксинг мне понравился полным контактом.
— О соревнованиях думали? А, может даже, стремились к ним?
— Я очень хотела попробовать себя в деле, а тренеры меня поддерживали. Мои иервые соревнования – это СКФО в Краснодаре. Спонсорскую поддержку нам оказал управляющий Пенсионным фондом республики Амучи Амутинов, а еще Ахмед Расулов. Им нравилось, что дагестанка занимается таким необычным для женщины видом спорта.
— А ваши родные как относились к вашему увлечению?
— Они были удивлены моим выбором, однако всегда поддерживали меня.
— Вы знали, что это не олимпийский вид спорта?
— Нет. Было неважно, олимпийский он или нет. Единственное, что я видела, это то, что в Дагестане кикбоксинг не развит. В то время, когда я начинала, он только набирал обороты. Когда я впервые выехала на Евразию, поняла, какие грандиозные масштабы охватывает этот вид спорта.
— Расскажите подробнее о чемпионате мира в Ялте и о том, почему вы выступали за Грузию?
— Награда чемпионата мира самая дорогая за всю карьеру. Я могла поехать от России, но только под вторым номером. А за Грузию мне предложили выступать под первым. Я согласилась. Магомедрасул Ильдаров, мой тренер, был главным судьей и секундировать мне не мог. Нам нельзя было видеться и разговаривать в день соревнований, к команде он не подходил. Фактически я осталась без тренера. Только накануне соревнований он давал нам установки.
— Но осознание того, что ваш тренер главный, обнадеживало как-то?
— Нисколько. А вот ответственности становится больше. Да и характер у меня такой, что стоит получить от соперника, как появляется хорошая спортивная злость.
— Какие из соревнований вам больше всего запомнились и почему?
— Расскажу один забавный случай на чемпионате мира в Ялте. Первый день соревнований, до выступления, по нашим расчетам, еще уйма времени, и мы – спортсмены из Белоруссии, Украины, России, сидим в номере, болтаем, смеемся, шутим. В какой-то момент раздается: «Юсифова Ульяна приглашается на ринг!», а мы, не обращая внимания, продолжаем болтать. Второй раз: «Юсифова Ульяна приглашается на ринг!». И только после третьего приглашения я включаюсь: «Это же я! Это же меня зовут»! Я не ожидала, что мою весовую группу, 50 килограмм, объявят в самом начале, обычно нас вызывали гораздо позже. И вот пока кто-то ищет мне перчатки, кто-то собирает мое снаряжение, я пытаюсь размяться. На ходу одеваюсь, выхожу на ринг. Этот бой я выиграла, хотя до сих пор нет полноты картины поединка – удары, защита, все как будто смазано.
— Или это пример полнейшей концентрации в короткий промежуток времени.
— Может и так. Запомнились еще соревнования в Ижевске, где проходил чемпионат России. Вообще, российские кикбоксеры сильные соперники, и если ты стал чемпионом России, то считай, стал и чемпионом Европы и мира. И я, выиграв Россию, победила и на чемпионате Европы, где моей соперницей в финале была немка. Затем выиграла Евразию. Все эти турниры останутся в моей памяти.
— Есть заметные отличия в стиле ведения боя, предпочтениях азиатских кикбоксеров и европейских?
— Азиатские спортсмены сильны в тайском боксе, а в кикбоксинге они предпочитают лайт-контакт (легкий). Мне он не особо интересен. Я предпочитаю фулл-контакт (полный). В Европе тоже так.
— Скажите, в какой момент вы поняли, что пора уходить с ринга?
— Вообще-то, это происходит постепенно, если не вмешивается случай, травма… Примерно в 2000 году я уже тренировала, хотя продолжала выезжать на соревнования. У меня был диплом социального педагога, я взяла третье место на чемпионате мира, работала… Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что могла бы еще выступать.
— Ульяна, мы понимаем, почему дагестанцы не очень приветствуют девочек в единоборствах. А что вы скажете в защиту своего вида спорта?
— Таков наш дагестанский менталитет, и я не имею ничего против этого. Но и среди дагестанцев находятся люди, которые видят красоту этого вида спорта и не против участия в нем дочерей. В начале 2000-х, когда я стала выезжать на соревнования и занимать призовые места, у нас было много девочек. Я тренировала команду, в которой их было 20.
— И чем для них это кончилось? Это подорвало их здоровье, или как-то обесславило их?
— Нет, конечно. Вышли замуж, обзавелись детьми. У многих был талант, и они могли продолжать спортивную карьеру. Например, Юлия Багаева – чемпионка СКФО и призер России, Милена Абдуллаева – третий призер мира, дважды финалистка чемпионата Европы, Написат Койсултанова – двукратная чемпионка мира и чемпионка Европы, Саида Саидова – чемпионка СКФО, призер России. А вообще, первым чемпионом из моей группы был Гусейн Мусаев. Он стал чемпионом России. Девушки могли бы достичь еще больших высот, но выбрали то, что для них важнее.
— Я знаю, вы ходите по школам с целью набрать учеников, разговариваете с детьми, их родителями. А вот интересно, вы говорите им, что кикбоксинг может пригодиться в повседневности?
— Говорю, потому что это правда. У меня самой было два случая. Первый раз на свадьбе, когда после танца я поблагодарила партнера и собиралась уйти, а он схватил меня за руку и не отпускал. И вот тут у меня сработал мой коронный левый боковой. Это произошло на автопилоте. Если бы он не держал меня за руку, я бы так не отреагировала. А второй раз мне пригодились мои навыки в маршрутке, тоже сработал мой любимый левый боковой (смеется).
— А кроме левого бокового, что еще есть в запасе?
— Еще три удара: левый боковой, «почтальончик» (несколько ударов левой рукой и потом правой), и «вертушка». Я всегда шучу, что эти удары вытащили меня на всех соревнованиях.
— Следите ли вы за новостями из Федерации кикбоксинга? Когда этот вид спорта станет олимпийским?
— Говорили, что в 2018 году в тестовом режиме внесут кикбоксинг в олимпийскую программу, но потом слухи поутихли: считается, что он травматичный. Хотя это спорный момент, ведь бокс, борьба и даже футбол не менее травматичные виды спорта. Не вводить из-за этого кикбоксинг в олимпийскую семью как-то странно…
— Ульяна, кто из ваших детей пошел по вашим стопам?
— Сын и дочка занимались, сейчас занимается младшая дочка, ей 10 лет. Правда, ее я готовлю по семи-лайт (показательные выступления). В этом стиле преобладает художественная составляющая, так как девочка она артистичная, ей этот стиль подходит. А если она займется семи-лайт профессионально, то будет единственной из Дагестана спортсменкой в этом виде кикбоксинга.